Упраўленне адукацыі Гомельскага гарвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Гімназія № 36 г. Гомеля імя І. Мележа»

246029, вул. Бр. Лізюковых, 16.

Тэл./факс: прыёмная 23-13-17  

Е-mail: bsg36@mail.gomel.by


Карысныя спасылкі
Віншуем з перамогай
Наш гонар
PreviousNext





Квітнейце пад крылом бусліным, мова, Радзіма, народ...

ПРИЛОЖЕНИЯ >>>

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гомельского облисполкома

Отдел  образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома

Государственное учреждение образования

«Гимназия № 36 г.Гомеля имени И.Мележа»

СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Консультант

_____________________________

Воронов Алексей Вениаминович, директор образовательного центра  детско-взрослых производств г.Петрово-Дальнее

Московской области


Директор

государственного учреждения образования

«Гимназия №36 г.Гомеля имени И.Мележа»

_______________С.И.Роговенко

_______________

телефон +375291907616



E-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript





СПРАВКА

об итоговых результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели управления педагогическими инициативами как ресурса  развития учреждения образования»

в 2012-2015 годах



Руководитель проекта:

Казаченко Елена Алексеевна

________________________

заместитель директора государственного учреждения образования

«Гимназии №36 г. Гомеля

имени И. Мележа»

246029, г.Гомель,

ул. Бр. Лизюковых, 16

телефон 8(0232) 26-48-65,

8(029)6807276

E-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript





Гомель, 2015

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Тема проекта: «Внедрение модели управления педагогическими инициативами как ресурса  развития учреждения образования»

Научное сопровождение проекта:

Воронов Алексей Вениаминович, директор образовательного центра детско-взрослых производств г. Петрово-Дальнее Московской области.

Проект  составили:

Казаченко Елена Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе государственного учреждения образования «Гимназия №36 г. Гомеля имени И. Мележа»

Буланчикова Татьяна Викторовна, учитель английского языка государственного учреждения образования «Гимназия №36 г. Гомеля имени И. Мележа»

Количество участников проекта:

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.07.2014 №634 на базе гимназии №36 г.Гомеля имени И.Мележа осуществлялась реализация инновационного проекта. Педагогический состав:

ФИО

Должность

Образование

Категория

Стаж

Классы

Роговенко Светлана Ивановна

Директор

Высшее

Высшая

28 лет

1-11

Казаченко Елена Алексеевна

Заместитель директора по учебно-методической работе

Высшее

Высшая

19 лет

1-11

Сулимова Наталья Михайловна

Учитель математики

Высшее

Высшая

24 года

5-11

Буланчикова Татьяна Викторовна

Учитель английского языка

Высшее

Высшая

16 лет

3-9

Ашарчук Ирина Владимировна

Учитель английского языка

Высшее

Первая

8 лет

8-11

Мелькова Евгения Владимировна

Учитель английского языка

Высшее

Вторая

4 года

5-11

Гетикова Мария Александровна

Учитель английского языка

Высшее

Вторая

3 года

4-8

Иванова Виктория Владимировна

Учитель физической культуры и здоровья

Высшее

Высшая

19 лет

1-6

Леоненко Ольга Леонидовна

Учитель белорусского языка и литературы

Высшее

Высшая

20 лет

7-11

Романовская Галина Маратовна

Учитель географии

Высшее

Высшая

18 лет

7-11

В инновационный проект включены учащиеся І-ІІІ ступени общего среднего образования, всего 550 учащихся 1-11 классов.

ВВЕДЕНИЕ

Под воздействием масштабных государственных инноваций образование республики становится все более открытым, быстро изменяющимся, генерирующим педагогические инициативы. Общественность, порождающая педагогические инициативы, становится субъектом управления образованием. Интеграция педагогических инициатив в образовательное пространство изменяет способ и организационную структуру управления образованием.

Активные группы педагогической общественности, которые могут проявлять различные типы инициатив, становятся коллективными субъектами управления образованием, способными на создание системы управления развитием коммуникативной компетенции участников гимназического сообщества, обеспечивающей развития учреждения образования. Опора на педагогические инициативы становится тем условием, которое позволяет не только обеспечить организационное развитие учреждения, но и создать условия для развития коммуникативной компетенции.

Поиск новых путей повышения качества образования и развития коммуникативной компетенции привёл к необходимости создания в государственном учреждении образования «Гимназия № 36 г. Гомеля имени И.Мележа» системы управления педагогическими инициативами как ресурсного центра проектирования информационно-образовательной среды (далее – ИОС) для развития коммуникативной компетенции участников гимназического сообщества, являющейся механизмом внедрения модели комплексной поддержки педагогических инициатив.

Цель заключительного этапа реализации проекта: обобщить результаты инновационной деятельности по формированию коммуникативной компетенции участников образовательного процесса гимназии через создание ИОС как механизма внедрения модели комплексной поддержки педагогических инициатив.

Задачи:

  1. проанализировать динамику образовательного процесса среди участников гимназического сообщества по формированию коммуникативной компетенции через создание ИОС;
  2. оценить эффективность системы управления механизмами ИОС по формированию коммуникативной компетенции как ресурса развития учреждения образования;
  3. подготовить рекомендации по созданию системы управления развитием коммуникативной компетенции участников образовательного процесса через ИОС;
  4. транслировать данный опыт в деятельность учреждений общего среднего образования.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности инновационной деятельности гимназии осуществлялась по нескольким направлениям:

1.      качество образовательного процесса;

2.      инновационная компетентность и исследовательская культура педагога;

3.      качество управления инновационными процессами в гимназии;

4.      повышение профессионального роста педагогов.

Достижение результатов проектной деятельности потребовало соответствующего ресурсного обеспечения.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Педагогический коллектив гимназии подготовлен к осуществлению инновационной деятельности:

–                   Гимназия имеет успешный опыт инновационной деятельности – 2007-2009 гг. – республиканская площадка «Внедрение авторской модели воспитания гимназистов средствами краеведческой деятельности»;             2009-2011 гг. – республиканская инновационная площадка «Внедрение авторской модели формирования школьников на основе историко-культурного наследия родного края».

–                   82 % педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории.

–                   социально-педагогическая и психологическая служба гимназии имеют опыт сопровождения инновационной деятельности.

В гимназии имеются три компьютерных кабинета, 2 выхода в Интернет, компьютеры для управленческой деятельности, сайт гимназии, интерактивные доски, 101 программа для проведения образовательного процесса по всем направлениям деятельности.

Научно-методическое обеспечение осуществлялось через участие в курсах и семинарах, проводимых АПО, ГОИРО, 3 выездных курсах                (г. Гомель, г.Ветка). Повышение квалификации по реализации инновационной деятельности, лекции А.В. Воронова, С.Б. Савеловой, консультаций с научным руководителем Вороновым А.В., имело огромное значение для повышения профессиональной компетентности педагогов гимназии. Написание работ по теме проекта, участие в фестивалях педагогических идей, участие в международных проектах Adobe, iEARN способствовало развитию коммуникативной компетенции учащихся, профессиональному росту учителей.

Участие учителей английского языка в обучающих курсах «Эффективные приёмы и методики обучения межкультурному иноязычному общению», дистанционных курсах АПО «Проектирование как метод управления педагогическими инициативами в образовании», республиканском семинаре-совещании «Организационно-управленческое и научно-методическое обеспечение деятельности учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность» повысили эффективность работы по реализации проекта.

Информационное сопровождение осуществлялось через расширение виртуального образовательного пространства гимназии:

-                     система тестов, заданий, уроков как в сервисе Moodle, так и в других образовательных сервисах;

-                     система сетевых сообществ по предметам, темам, проектам, интересам, клубам и т.д.;

-                     родительский форум;

-                     пресс-центр (издание учащимися интерактивных газет);

-                     сетевое общество «Физкульт_ур@» в социальной сети «ВКонтакте».

-                     информационно-библиотечный центр с выходом в Интернет.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось на основании плана психолого-педагогического сопровождения программы реализации инновационной деятельности.

С целью определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, индивидуального и личностного развития учащихся и учителей проведен ряд диагностик:

-                     анкета «Восприимчивость педагога к новшествам»; «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», «Барьеры, препятствующие освоению инноваций», ориентационная анкета (приложение 1);

-                     анкета «Изучение гностических способностей педагогов»; «Изучение факторов и барьеров творческого саморазвития учителей» (приложение 2);

-                     методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (приложение 3);

-        диагностика структуры интеллекта Р. Амтхауэра (приложение 4).

На протяжении 2012-2015 годов СППС гимназии были организованы семинары-практикумы для педагогов «Приёмы психологической рефлексии на уроках», «Эффективные способы коммуникации», «Я строю свою работу или работа строит меня», «Я умею быть счастливым человеком!», «Художник внутри НАС»; индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. Практикуются сеансы психологической разгрузки.

Проводимая на протяжении 3 лет психолого-педагогическая диагностика позволяет сделать вывод:

  • У большинства членов коллектива (73%) отмечается  мотивации на успех, сократилось количество педагогов, у которых присутствовала боязнь неудачи (на 10%).
  • Обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей средств новых информационно-коммуникационных  технологий (умения работать в группе и сотрудничать, самостоятельно учиться, осуществлять поиск и обработку информации, ставить проблемы и разрабатывать проекты по решению задач, иметь способность и готовность менять профиль деятельности, постоянно повышать собственный образовательный уровень).

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Все мероприятия проходили в соответствие с календарным планом по работе над инновационным проектом (приложение 5 «Календарный план реализации программы инновационной деятельности»). При проведении учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий деятельность учащихся была направлена на приобретение необходимых коммуникативных знаний по различной тематике и применение их на практике.

В период реализации инновационного проекта был проведен ряд управленческих мероприятий:

  1. Выявлены педагогические основы использования аутентичных средств обучения английскому языку и условия оптимальной организации информационно - образовательной среды с учётом современных целей обучения и потребностей обучаемых.
  2. Произошло обновление и реконструкция материально-технического оснащения.
  3. Проанализирована эффективность работы механизмов модели ИОС обучения через формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием аутентичных средств обучения.

Следует отметить, что реализация проекта осуществлялась по нескольким направлениям, обозначенным в календарном плане реализации программы инновационной деятельности:

  1. Работа с педагогическими кадрами (тренинги, семинары-практикумы, дискуссии, рефлексивные семинары, педагогические чтения).
    1. Работа с учащимися.

С целью создания условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов была организована деятельность в рамках реализации проекта.

1. Внутреннее побуждение педагогического коллектива к новым формам общения, налаживание партнёрских связей, сетевое взаимодействие с учреждениями образования региона, республики, рост акмеологического потенциала через изучение опыта работы школ-партнёров.

2. Участие в международных проектах iEarn, Рostrossing, Adobe с целью повышения коммуникативной компетенции учащихся. Учителя английского языка Ашарчук И.В., Ковалёва Е.И. приняли участие в международном семинаре Adobe Youth Voices в Минске. В апреле 2015 года данные педагоги получили сертификаты об успешном окончании курса.

3. Разработан и реализовывается образовательный проект «Обучая английскому языку, я воспитываю коммуникативно-активную личность».

4. Был создан банк разработок учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и ЭСО, активно велась разработка и внедрение пакета программ компьютерного и информационного обеспечения образовательного процесса.

5. На протяжении 3 лет были проведены педагогические советы по теме инновационной деятельности «Совершенствование коммуникативных навыков учащихся через формирование ИКТ-компетентности», «Мотивация обучения в условиях информационной среды – основа успешного образования».

6. Участие в повышении квалификации по реализации инновационной деятельности, лекции А.В. Воронова, С.Б. Савеловой определило ряд вопросов для рассмотрения на педагогических чтениях «Использование ИКТ на учебных и факультативных занятиях». Педагогические чтения прошли для педагогов гимназии 24 марта 2015 года. Педагоги выступили с исследованиями по вопросам формирования коммуникативной компетенции участников образовательного процесса гимназии через создание ИОС как механизма внедрения модели комплексной поддержки педагогических инициатив:

1.Использование метода проектов через ИОС для формирования коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку на II ступени обучения (Буланчикова Т.В., учитель английского языка).

2.Использование аутентичного песенного материала для формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку через создание ИОС (Ашарчук И.В., учитель английского языка).

3. Использование образовательного потенциала социальных сетей и веб-сервисов для развития коммуникативных компетенций учащихся         (Иванова В.В., учитель физической культуры и здоровья).

4.Проектирование ИОС через создание электронных тестов по географии (Романовская Г.М., учитель географии).

5.Повышение коммуникативной компетенции младших школьников на уроках белорусского языка через использование ИКТ (Нарушевич А.Г., учитель начальных классов).

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью проведения эффективной диагностики педагогической деятельности подобран оценочно-критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей, включающий в себя и метод оценки уровня готовности. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности реализуется путем соотнесения реального состояния готовности с идеальной моделью (по степени их близости).

Для определения результатов инновационной деятельности были определены количественные и качественные показатели.

Критерий результативности:

а) гимназии

-                     общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса, и самостоятельной работы, осуществления проектов;

-                     формирование образовательных  приоритетов в подростковой среде;

-                     стабильно высокий статус образовательного учреждения в городе (по мнению родителей и детей);

-                     формирование коммуникативной компетенции участников гимназического сообщества.

б) педагогов:

-                     активное  участие  в  различных  профессиональных  конкурсах;

-                     повышение  квалификации;

-                     создание электронных образовательных ресурсов;

-                     участие в сетевых проектах (приложение 6 «Уровень информационно - компьютерной компетентности педагогов»).

в)  учащихся:

-                     повышение качества  образования (приложение 7 «Уровень коммуникативной компетенции учащихся»);

-                     увеличение  числа  участников  и победителей различных  конкурсов, олимпиад;

-                     повышение количества обращений учащихся к учебно-методическим материалам, размещенным педагогами в виртуальной среде.

г) родителей: удовлетворённость  образовательными услугами,  коммуникативная  культура (участие в  проектной  деятельности  гимназии, связь со  школой, поддержка  различных  начинаний).

Критерий инновационной компетентности:

Показатели:

1) Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

2) Овладение современными методами обучения и воспитания.

3) Высокий уровень профессионального самосовершенствования педагогов (приложение 8 «Качественный состав педагогических кадров»).

4) Своевременное обобщение и пропаганда  педагогического опыта.

Требования к результатам инновации:  Выпускник  гимназии  со  сформированными  социальными  качествами, свойствами, деяниями и умениями, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

ДЕМОНСТРАЦИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

В течение 3 лет педагоги гимназии проводилась демонстрация педагогического опыта по теме инновации.

Проведение мастер-классов по теме «Использование песенного аутентичного материала для формирования коммуникативной компетенции учащихся» среди педагогов гимназии и города способствовало созданию профессиональной среды для обмена опытом, повысило мотивацию педагогов на инновационную деятельность.

В мае 2015 года в рамках фестиваля детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития Молодечненского региона-2015 «Мы – в будущем, будущее – в нас!» заместителем директора по учебно-методической работе Казаченко Е.А. была представлена работа «Создание системы управления педагогическими инициативами как центра проектирования ИОС  для формирования коммуникативной компетенции учащихся».

В конце 2014/2015 учебного года началась активная трансляция опыта гимназии по реализации проекта. На сайте гимназии BSG36.gorodgomel.by создан раздел «Инновационная деятельность». Педагогами гимназии в данном разделе опубликованы материалы из опыта работы гимназии по проекту, методические материалы для использования  педагогами в деятельности, уроки и внеклассные мероприятия по предметам. Также уроки педагогов печатались в предметных журналах (“Геаграфія” (2013 г. №7, 11), “Пачатковае навучанне” (2013 г. №13)

Участие в республиканском заочном конкурсе методических разработок «Мой лучший урок» в 2014 году активизировало педагогов гимназии к активному распространению опыта. Материалы, представленные учителем географии Романовской Г.М. на данный конкурс, стали лучшими. Учитель награждён дипломом победителя. Романовская Г.М. была награждена дипломом за творческую инициативу и профессиональное мастерство, проявленное в межкультурном диалоге, на XІ открытых Международных Славянских чтениях. Материалы опубликованы в альманахе “Россия и славянский мир” (май, 2015).

6 педагогов гимназии получили сертификаты участников республиканского дистанционного конкурса педагогических идей и мастерства (февраль, 2015).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе реализации программы инновационного проекта:

- выявлены основные идеи развития информационно-образовательной среды на основе соблюдения ведущих принципов: вариативности, регионализации, непрерывности образования, личностной ориентации, автономности и эффективности учебного взаимодействия, компьютеризации, информатизации;

- осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость целей, средств и результата процесса комплексной информатизации в гимназии;

- созданы информационные потоки для всех участников педагогического процесса, которые обеспечивают эффективное решение учебных, научных, экономических и административных задач, направленных на повышение эффективности образовательного процесса;

- сформирован интерес и определённые навыки использования в межличностном и межкультурном общении современных ИКТ;

- спланировано и организованно научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение внедрения в практику модели управления педагогическими инициативами для формирования системы управления развитием коммуникативной компетенции участников гимназического сообщества через разработку и внедрение информационно-образовательной среды;

- обобщены результаты работы, которые позволили выявить особенности создания модели информационно-образовательной среды гимназии и обеспечить совершенствование образовательного и воспитательного процессов.

Таким образом, проектирование информационно-образовательной среды гимназии № 36 г. Гомеля имени И.Мележа не может осуществляться в отрыве от моделирования педагогической системы, так как в противном случае внедряемым информационным технологиям не удастся пополнить арсенал педагогических технологий в гимназии.

Методические рекомендации по распространению результатов инновационной деятельности в массовую образовательную практику

Для создания ИОС обозначены основные направления развития и модернизации учреждения образования:

1) ознакомление с перспективными технологиями, практическими навыками системного анализа, выявление существа и информационных аспектов наиболее важных современных проблем, а также принципов их решения на основе использования информационных ресурсов и быстро возрастающих средств информатики;

2) формирование нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, основанной на понимании людьми своей ответственности за обеспечение принципов информационной безопасности других членов общества;

3) подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием перспективных информационных технологий;

4) создание условий, способствующих оснащению современными информационными средствами и телекоммуникационной техникой;

5) развитие современной системы дистанционного образования.

При проектировании ИОС в учреждениях образования необходимо учитывать:

–                   формирование единого здоровьесберегающего пространства;

–                   традиции;

–                   кадровые, информационные, финансово-материальные ресурсы;

–                   педагогический коллектив (создание условий, способствующих реализации педагогических инициатив в деятельность учреждения);

–                   поэтапное согласование своей образовательной программы с концептуальными установками Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь до 2020 года (использование методики применения электронного образовательного компонента в учебном процессе);

–                   систематизацию научно-педагогической и технической литературы, баз данных и баз знаний по проблеме, раскрывающей суть информатизации УО (пополнение действующих баз данных и создание новых);

–                    условия информатизации образовательного процесса (расширение информационно-образовательного пространства через создание модели системы работы с телекоммуникационными проектами по формированию межкультурной компетенции учащихся);

–                    формирование информационной культуры участников образовательного процесса (дистанционное обучение, общение через ИКТ);

–                   техническое оснащение образовательного и управленческого процессов (модернизация ТСО и ИКТ);

–                   внедрение новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения (разработка и внедрение программы социального предпринимательства по проведении семинаров, направленных на обучение создания ИОС в учреждениях образования).

Вышеуказанный порядок, представленный в алгоритме проектирования ИОС,  отражает гуманитарный подход к образованию и находится в основе проектирования информационно-образовательной среды учреждения (приложение 9 “Алгоритм проектирования ИОС учреждения”).

Проектирование ИОС общеобразовательного учреждения создает условия для целенаправленной разработки новых методов, способствует поиску и апробации в текущей работе новых организационных форм, освоению ряда инновационных технологий преподавания и обучения, что в полной мере соответствует целям и задачам современной политики совершенствования образования в Республике Беларусь.


 
Министерство образования республики Беларусь adu Академия последипломного образования Гомельский городской исполнительный комитет Гомельский областной институт развития образования Белорусский Государственный Университет Транспорта Отдел образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Управление образования Гомельского облисполкома Могилевский институт МВД Республики Беларусь


Создание и продвижение сайтов