Аддзел адукацыі, спорту і турызму Гомельскага гарвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Гімназія № 36 г. Гомеля імя І. Мележа»

246029, вул. Бр. Лізюковых, 16.

Тэл./факс: прыёмная 23-13-17  
Дырэктар: 26-59-84
26-48-65, 26-49-04, 26-52-45

Е-mail: BSG36.gomel@tut.by

Карысныя спасылкі

Квітнейце пад крылом бусліным, мова, Радзіма, народ...

Трудный возраст. Современные угрозы мира.

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, меняются семейные ценности, сложная ситуации на рынке труда. Для многих не решена жилищная проблема. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части людей. Возникает реальная проблема страха перед действительностью.

Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса люди (взрослые и дети) часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Это поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, человек пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает ему иллюзию безопасности, восстановления равновесия, уверенности. Искусственно изменить свое состояние можно с помощью алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ. А также вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки. В последнее время в детской и молодёжной среде (10лет – 25лет) часто встречаются такие способы ухода от реальности как компьютер, наркотики, курительные смеси, алкоголь и суицидальные поступки.

Признаки употребления наркотиков, курительных смесей (спайса)

В большинстве страдают от “курительных смесей” именно подростки. К сожалению, современные дети не готовы решать возникающие в жизни проблемы. Повздорил с мамой, поругался со своей девушкой или друзьями, поссорилась с парнем — и стресс снимают с помощью “спайса”.

Реакции на “спайс” могут быть различными, — психоз, эйфория, смех или страх, нарушение ориентации в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над действиями. Кроме того, периодическое курение смесей на протяжении определенного (причем не слишком длинного) отрезка времени становится причиной необратимых деструктивных процессов в ЦНС, от замедления мыслительной деятельности до депрессивных состояний.

Результаты анонимного анкетирования среди учащихся 9 – 11ых классов (48 человек) по вопросам отношения к наркотикам показали:

1. На вопрос знаешь ли ты о том, где и у кого можно приобрести наркотики 6 учащихся ответили – ДА, остальные - НЕТ

2. Как ты считаешь, легко ли приобрести наркотики в нашем городе? Ответили НЕТ – 28 чел., ДА – 20 чел.

3. Рассказывали ли твои знакомые, друзья, родственники о том, что они пробовали наркотики? ДА – 17 чел., НЕТ – 31чел

4. Предлагали ли тебе когда-либо наркотики? ДА – 9 чел., НЕТ – 39 чел. Предложение поступали от знакомых, людей употребляющих наркотики и в социальных Интернет-сетях

5. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркотиках? К родителями,

родственникам – 29чел., учителям, педагогам – 16, людям на себе испытавшим действие наркотиков – 13.

6. Как ты считаешь, почему молодые люди пробуют наркотики? Первая причина – «за компанию» с друзьями, вторая – что бы уйти от неразрешимых проблем, третье – из-за проблем в семье.

Признаки употребления “курительной смеси”.

Если жизнерадостный ребенок вдруг становится скрытным, если он вдруг потерял всякий интерес к учебе, перестал посещать любимые ранее тренировки и дополнительные занятия, прогуливает школу, начал общаться с подозрительными друзьями, которых вы раньше не видели, то повод для беспокойства должен появиться.

Ребенок может начать просить больше денег или даже незаметно вытаскивать их из карманов родителей. Подозрение может вызвать и внезапно возникший интерес к домашней аптечке и фармакологии.

Обратите внимание на зрачки. Они могут быть расширенные или суженные, покраснение глаз, повышенная двигательная активность, нечленораздельная речь, резкая смена настроения, сухость во рту, повышение артериального давления, тахикардия. Резкая смена образа жизни – все это косвенно указывает на возможные проблемы с наркотиками. Сюда же относятся различные нарушения сна, потеря аппетита, безучастность к любым событиям, которые происходят в семье.  Если эти признаки появились у вашего ребенка, не нужно бросаться к подростку с расспросами, это может лишь пробудить интерес к опасной “дури”. Просто нужно внимательнее следить за подростком, его физическим состоянием, настроением, интересоваться его времяпрепровождением и окружением. Если это случилось лишь раз, вам нужно просто поговорить с вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите разумные аргументы: употребление “курительных смесей” пагубно для здоровья, а кроме того может привести к конфликту с законом. Если поведение подростка свидетельствует о регулярном употреблении “курительных смесей”: поведение нетрезвого человека при явном отсутствии запаха алкоголя, малоподвижная поза, бессмысленная улыбка, заторможенность или наоборот, беспричинное веселье, высокая двигательная активность – все это серьезная причина отправиться на прием к врачу наркологу. Но прежде всего оказывайте поддержку вашему ребенку — для него это жизненно необходимо, показывайте и говорите, что вы его любите.

Признаки компьютерной зависимости

Проблема интернет-зависимости исключительно сложна, многоаспектна и ещё недостаточно изучена. Интернет может вызывать зависимость. Именно поэтому стоит сразу оговорить, сколько времени вы разрешаете проводить ребёнку за компьютером. Строго следите за тем, чтобы установленные правила соблюдались. Если не ограничивать время, виртуальная жизнь постепенно заменит ребёнку реальную. Будут утеряны навыки нормального общения, используемые в жизни. Реальность виртуальная, а болезни самые настоящие.

Вы, наверняка, слышали о том, насколько вреден для здоровья сидячий образ жизни. Для растущего, формирующегося организма это особенно опасно - сидеть часами в одной и той же позе. Ребёнок должен двигаться и бывать на свежем воздухе. Иначе проблемы будут не только со зрением, но и с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, иммунной системой.

Не пренебрегайте такой полезной функцией компьютера, как «родительский контроль». При её помощи вы можете контролировать, где и сколько времени проводит в сети ваш ребёнок. Как это работает? Функция «родительский контроль» ограничивает вход ребёнка в интернет, устанавливает время доступа. Как только отведённое время истекло, система автоматически отключается. Можно запретить отдельные игры, отдельные программы или сайты. Приняв решение об ограничении доступа в интернет, вам нужно подумать о том, как организовать досуг. Свободное время должно быть занято чем-то интересным.

Влияние сети распространяется и на учёбу. Дети очень быстро понимают, какую помощь им в учёбе может оказать интернет. И очень быстро привыкают полагаться на сеть во всём. От этого тормозится, блокируется интеллектуальное развитие. Пропадает инициатива. Не тренируется память.

Приучайте ребёнка пользоваться сетью, как источником информации, а не источником готовых решений.

Признаки суицидального поведения

За последние годы выросло количество суицидов среди подростков. Мы думаем, что это не может случиться с моим ребёнком? На самом деле никто не застрахован. Суицид - это часто просто ошибка ребёнка.

В рамках профилактики суицидального поведения среди подростков у нас в гимназии проводятся различные опросы, исследования, наблюдения. По результатам такой работы в этом году можно сказать, что из 112 опрошенных учащихся (7 – 11кл) 15% детей попали в группу риска. Это подростки склонные или находящиеся в депрессивном состоянии. Причины такого пессимистического состояния:

1. Неуверенность в себе;

2. Недоверие к людям;

3. Отношения в семье.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Однозначного ответа на него дать невозможно. По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить шесть основных причин суицида.

Первая причина и самая основная - это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали.  Не было ни одного человека способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. Не понимали глубину его переживаний и депрессивного состояния.

Безответная любовь

Нет сил бороться

Ребёнок уже давно задумывался о самоубийстве и готовился к этому событию. Родители не подозревали. Они радовалась, что их ребёнок тихий и послушный. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А ребёнку такая жизнь надоела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.

Всем назло

Из предсмертной записки двенадцатилетней Ольги С. "В моей смерти виновата Оксана П. из 9 "А" класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить". Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инвалидному креслу. Сейчас она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глупости девочка потеряла два года, а соперница по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психологу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.

Обратите на меня внимание

Ребёнок (10 лет) хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Мальчик целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Ребёнок уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама воспринимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний раз ребёнок немного перестарался и чуть не умер от потери крови.

Пусть мучаются

На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний мальчик сказал: "Я давно просил телефон, а родители против. Раз они не хотят покупать мне телефон, значит, я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми". Мальчик выпил таблеток, но его вовремя привезли в больницу. Родители естественно сразу же купили ему телефон. А теперь мальчик чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравиться. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания.

Я никому не нужен

Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от неё свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

Тревожный звонок

Вот основные тревожные сигналы, на которые родителям следует обратить внимание.

У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен.

Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ "Мне все равно".

Вас должно насторожить, когда ребёнок любит болеть и постоянно придумывает себе страшные болезни. При этом он демонстрирует, что ему легче, только когда вы рядом. Родители постепенно привыкают к "придуманным" болезням и не обращают на них внимания. И тогда подросток переходит к более отчаянным поступкам. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства не с целью свести счеты с жизнью, а лишь попугать родителей. Поэтому регулярно демонстрируйте ему свою любовь и заботу, а не только когда ребёнок болен.

И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет. Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надумана или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. А истинная причина кроется далеко внутри, и родители могут ее даже не замечать. Сначала мысль о самоубийстве это лишь фантазия. Но когда слишком часто о чем-то размышляешь, то идея уже не кажется такой абсурдной. И постепенно фантазия приобретала все более реальные черты. В результате любой пустяк может послужить толчком к этому страшному поступку. Поэтому, если вы заметили у подростка такие фантазии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Здесь без опытного детского психолога не обойтись.

Поэтому рецепт уберечь своего ребёнка от непоправимой ошибки это – во-первых, окружите своих детей огромной любовью и не переставайте их любить, какие бы они ни были, что ни делали.

Во-вторых, если в семье несколько детей, не выделяйте «любимчиков», любите одинаково сильно и безответно.

В-третьих, больше разговаривайте, выводите на разговоры. Будьте не только родителем, но и подругой, и другом. Не ущемляйте в правах, пусть высказывает свое мнение, советуйтесь.


Советы родителям. Как разговаривать с ребёнком, подростком.

Так о чем говорить с подростком?

Первое и самое главное - о нем! Это правило работает всегда и для всех - как любой человек, ваш подросток будет охотнее всего говорить о себе, если он вам доверяет. Но говорить «о себе», не имеются ввиду, нравоучения. Речь идет о том, когда подросток - говорит о том, что ему интересно, и что с ним в этом плане происходит. Отсюда совет номер один: хотите задушевной беседы со своим подростком? Проявите живой интерес к его хобби, попросите рассказать, что же «этакого» он черпает оттуда для себя. Если он почувствует, что вы действительно заинтересованы, вас ждет увлекательное путешествие в неизведанные уголки его жизни и мыслей. Второй совет. Соблюдайте тишину, слушайте, если хотите узнать больше, спрашивайте, но не пытайтесь устанавливать тут свои законы, иначе вас попросят удалиться.

Третье – говорите о том, что подросток хотел бы узнать, но, возможно, стесняется спросить у вас. Это совсем не значит, что он ничего не знает о таких вещах, как «секс», «разница полов», «мат» и т.д. Эта информация часто исковеркана и подается в негативном или, наоборот, слишком «розово-пушистом» свете! Да, ваш ребенок обязательно будет этим интересоваться и дальше, но потребность в информации, о этих сферах жизни, нужна ему прежде всего от вас.

Четвёртое - о том, что вы не идеал! Да, родители, безусловно, должны быть примером для ребенка, но пример - не значит идол. Скажите вашему подростку, что вы, как и он, ошибаетесь, приведите пример и вместе посмейтесь над этим - поверьте, адекватная оценка не только его, но и вашего поведения сблизит вас еще больше. Понимая, что вы не идеальны, признаете этот факт и работаете над ним, подросток начнет вам доверять намного больше, а также делиться своими неудачами и ошибками.


 
Министерство образования республики Беларусь adu Академия последипломного образования Гомельский городской исполнительный комитет Гомельский областной институт развития образования Белорусский Государственный Университет Транспорта Отдел образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Управление образования Гомельского облисполкома


Создание и продвижение сайтов